Бюджетирование “с нуля” – новый подход к стратегическому мышлению?

170318-1

Бюджетирование “с нуля” - zero-based budgeting (ZBB) – означает то, что означает его название. Вместо составления бюджета на основе данных за предыдущий период компании каждый период начинают “с чистого листа”. Впервые теоретическая концепция была озвучена еще в 70-е годы прошлого века, но лишь относительно недавно стало набирать обороты ее практическое использование, и сегодня – по выражению авторов масштабного исследования из Accenture Strategy - тема “горяча как никогда”. Вокруг нее действительно много шумихи в деловой прессе, но многие из рассказываемых там историй отличаются от истины. Представители компании Accenture Крис Тиммерманс (Kris Timmermans) и Родриго Абдалла (Rodrigo Abdalla) решили провести опрос и разобраться самим, что сегодня происходит с ZBB в современном мире.

Что следует понимать прежде всего, так это то, что сегодня этот подход “с чистого листа” – уже больше чем просто бюджетирование, а целый новый инструмент лидерства.

170318-2

Как в случае с любой крупной трансформацией, бюджетирование "с нуля" - небыстрое дело. Самые большие проблемы с внедрением, по словам представителей компаний, следующие: несоответствие корпоративной культуры, изменение управленческих подходов и сложности с поиском данных. Но окупается ли это? Взглянем на результаты:

170318-3

Впрочем, высвободившиеся средства можно и разбить. Как объясняет оптимальную формулу один из опрошенных директоров фармацевтической компании, “мы реинвестируем одну треть в инициативы роста, одну треть – в зарплаты нашим сотрудникам, и еще треть идет акционерам”.

Помимо увеличения прибыльности бизнеса (названо в качестве основной причины 96% респондентов), какие еще могут быть побуждающие причины опробовать у себя новый подход “с нуля”? У 48% это примеры конкурентов по отрасли, и у 40% - перспективы роста. Все это – вполне ожидаемые ответы.

170318-4

А вот что стало для авторов исследования сюрпризом, так это два не самых популярных, но все-таки называемых некоторыми варианта ответа. 14% назвали слияния и поглощения – ошибочная логика делового мышления, заключающаяся в том, что бюджетирование “с нуля” якобы способно помочь интеграции в кризисном режиме работы. И второй сюрприз: лишь 8% респондентов назвали влияние инвесторов, в то время как деловые СМИ постоянно пишут именно об инвесторском сообществе как об одной из главных причине проведения корпоративных реформ, подобных внедрению ZBB.

О порядке внедрения

170318-5

Географический охват

170318-6

Охват подхода в рамках отдельной организации

170318-7

Хотя двух полностью одинаковых программ ZBB отыскать нельзя, общие тренды авторы исследования все-таки отметили. Совсем необязательно применять бюджетирование “с нуля” в отношении всего спектра сценариев…

Области применения

170318-8

В отличие от одноразовых, пусть даже крупных проектов корпоративных реформ, ZBB - это не просто перестройка бюджетирования, которую достаточно довести до конца и двигаться дальне. Напротив, это коренное изменение всей корпоративной культуры. Новое мышление, если угодно, которое внедряется в корпоративное сознание столь плотно, что становится таким же естественным процессом, как дыхание.