План реализации мероприятий в рамках создания Союзного государства был подписан сторонами еще в начале сентября, но после этого до недавнего времени не публиковался. Программа рассчитана на полтора года и оговаривает частичное объединение экономических систем, что, среди прочего, найдет проявление в едином Налоговом кодексе, едином Гражданском кодексе, одинаковых внешнеторговых режимах, унифицированных подходах к учету собственности, схожих социальных гарантиях и практически объединенном надзоре за банковской отраслью, хотя и с двумя регуляторами. "Коммерсант" также сообщил о едином регуляторе нефтегазовой отрасли и электроэнергетики.
Кто-то может сравнить такой вариант сближения с ситуацией в европейских государствах, но на самом деле программа подразумевает гораздо более сильную взаимную интеграцию, причем неравноценную (равные права для обеих сторон вряд ли возможны, ведь ВВП Беларуси в прошлом году составил лишь 3,4% от российского). По сути, можно говорить про образование конфедеративного государства.
В любом случае, это очень серьезный шаг, переговоры по которому не прекращались с самой весны (а инициатором проекта в декабре прошлого года стал премьер-министр России Дмитрий Медведев). Президент Беларуси Александр Лукашенко далеко не всегда положительно отзывался об этой идее. Детали также по большей части держались в секрете (если не считать гремевшие летом в новостях обсуждения компенсации со стороны России за загрязненную нефть). "Обтекаемые" заявления ничего нового за последние лет 20 не приоткрывали. Таким образом, вся глубина взаимодействия стала понятна только на этой неделе.
Когда именно заработает единый Налоговый кодекс, сказать трудно. С учетом того, что реализация опубликованной Программы начнется в 2021 году – предположительно, с 2022 года, причем пока нельзя спрогнозировать, будет ли это означать изменение налогового регулирования для российских предприятий.
Никаких указаний относительно объединенного бюджета в документе также не содержится – продолжает делиться подробностями "КоммерсантЪ". Зато более-менее понятно насчет объединенной таможенной политики, возможно даже объединенной таможенной службы. А вот в случае с топливно-энергетическим комплексом речь прямо идет о едином регуляторе, но пока без деталей.
Несмотря на то, что такая возможность несколько раз озвучивалась ранее, о единой национальной валюте Союзного государства в документе пока не говорится. Центробанков также останется два. Зато они, а также министерства финансов обеих стран должны выработать единые подходы в областях валютного контроля, защиты инвестиций, договориться об объединении платежных систем.
Банковский и финансовый надзор будут осуществляться по отдельности, но на основе единых принципов. Уже к 1 ноября этого года министерства экономики России и Беларуси представят "дорожную" карту отраслевого регулирования.
В текущем варианте пока еще нельзя со всей прямотой утверждать поглощение одного государства другим - разве что, с натяжкой, поглощение экономическое. В конце концов, целый ряд важных областей, таких как оборона, судебная система, государственное управление, даже внутреннее устройство исполнительной власти обеих стран остаются нетронутыми. Есть, правда, оговорка о возможности обсуждений "иных положений" договора о Союзном государстве, то есть чисто потенциально - да, но не прямо сейчас.