Несмотря на то, что мировая практика знает уже немало подобных стандартов, российским компаниям пока непросто ориентироваться на что-то конкретное, даже если они понимают, что, помимо получения прибыли, обязаны заботиться о сохранности окружающей среды, уплате налогов, противодействии коррупции и соблюдении прав человека на производстве – и стремятся это делать. Как раз с этим – говорит Антонина Левашенко, старший научный сотрудник Всероссийской академии внешней торговли – им может помочь новая программа с пошаговым внедрением готового стандарта.
В основе лежит наработанная практика в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Важный момент: стандарт по нефинансовой отчетности будет именно предложен российским компаниям, однако не будет пока применяться на обязательной основе, потому что нагрузка ожидается ощутимая. Это касается даже крупных предприятий в химической отрасли, металлургии и топливно-энергетическом комплексе, для которых планируют ввести дополнительные стандарты – так же как и для участников госзакупок.
Что касается малого и среднего бизнеса, то их подготовка нефинансовой отчетности по стандарту не коснется вовсе. Однако нужно понимать, что заниматься этим может быть в интересах самих компаний, особенно если они ориентируются на привлечение иностранных инвесторов. Западный инвестор, как известно, уже давно смотрит не только на финансовые показатели, но и на то, например, в какой мере соблюдаются в компании трудовые права, и какое количество вредных выбросов в атмосферу продуцирует производство.
"Ведомости" напоминают в заключении, что ряд стандартов подобного рода в России уже и так применяется. С 2017 г., например, действует "хартия добросовестных налогоплательщиков", подписанты которой не допускают уклонения от уплаты НДС. Экологические стандарты для представителей топливно-энергетического комплекса и металлургического сектора от Всемирного фонда дикой природы (WWF) также могут применяться добровольно. РСПП и некоторые другие организации участвуют в Глобальном договоре ООН о социальной ответственности бизнеса.
В целом крупные организации в России имеют в этом уже определенный наработанный опыт, а вот у МСП выходит не очень, хотя каждый и старается в меру своих возможностей. Если вспомнить, как много предприятий малого и среднего бизнеса закрывается, дела у них идут не очень, и возможности ограничены. Однако даже в отсутствие иностранных инвесторов следование стандартам ответственного бизнеса способно снизить негативное отношение к российскому бизнесу и помочь выйти на иностранные рынки.