По данным издания, вместо дипломов стартапы сегодня уже засчитывает в России 71 ВУЗ, что немного, но это лишь начало. Известно, например, что согласился принимать вместо диссертационных работ стартапы Санкт-Петербургский государственный университет, причем у выпускников бакалавриатов, магистратур и даже аспирантур.
Дело это для российской образовательной системы новое, однако именно стартапы (разработка идеи, в отдельных случаях даже ее тестирование в реальных условиях) позволяет максимально приблизить выпускника к современным потребностям рынка.
Есть и несколько дополнительных условий. Это должна быть прикладная научно-исследовательская разработка или перспективный бизнес-проект по теме, соответствующей образовательной программе, и созданный в рамках конкурса стартапов, примером которому можно назвать "Start-up СПбГУ". Экспертный совет таких конкурсов должен включать потенциальных инвесторов, а студенту необходимо пробиться в команду победителей.
Победители конкурсов имеют возможность получить денежный бонус на развитие, причем до полумиллиона рублей. Присуждать деньги за защиту стартапов предлагает также Министерство экономического развития, которое главную идею, конечно, поддерживает: по словам заместителя главы министерства Саввы Шипова, уже в этом году могут выделить до 500 денежных грантов.
Если подумать, пользы от такого подхода к защите больше, чем от "писанины" объемом свыше 100 страниц (хорошо если при этом не плагиата), однако везде есть тонкие нюансы, требующие осторожности с внедрением. Так, проректор ВШЭ Сергей Рощин отмечает, что довольно трудно оценивать удачность отдельного проекта. К оценке стартапов следует подходить в рамках определенных критериев, ведь по итогам защиты выпускники получат официальные дипломы государственного образца.
Впрочем, если этот вариант не удостоится повсеместного внедрения, всегда можно сделать стартапы одним из профилей обучения, как это уже реализовано в случае с проектным типом обучения в одном из лицеев при Высшей школе экономики.