Опрос от Института деловой этики (Institute of Business Ethics - IBE) показал, что в последнее время значительно возросло давление на сотрудников компаний, оказывающихся в ситуации фактического или возможного нарушения этических принципов (так ответили 16% респондентов). Этот вывод авторы исследования делают по всем странам, для которых были доступны исторические данные для сравнения.
Винить за это следует в общем случае тот факт, что к сотрудникам сегодня просто предъявляются повышенные запросы. "Вызывающая беспокойство тенденция", - отмечает директор Института Филиппа Фостер Бэк (Philippa Foster Back). – "Сотрудники находятся в состоянии стресса больше чем когда-либо, и это увеличивает для них стимул "срезать" этические углы".
Проводимый IBE с 2005 года опрос "Этика на рабочем месте" ("Ethics at work") - единственный в своем роде, который охватывает всю Европу и дает представление о взглядах на эту тему представителей разных сектором экономики. В ходе опроса интересуются тремя основными вещами:
- Сталкиваются ли сотрудники с примерами нарушений
- Докладывают ли о них, и
- Если нет, что их останавливает
Примерно каждый третий сотрудник работающих в Европе компаний в курсе нарушений. Самым распространенным их видом является неэтичное отношение к самим сотрудникам (46%), манипуляции с рабочими часами (35%) и нарушение правил техники безопасности (30%). Однако в последнее время об этом охотнее говорят по сравнению, скажем, с 2015 годом, не опасаясь ответных мер со стороны работодателей: в среднем 54% пополняют ряды "корпоративных информаторов", и чаще всего – в Великобритании (67%), а вот реже всего – в Португалии (49%).
Печально лишь то, что отношение пусть даже к небольшим нарушениям со стороны менеджеров также становится более толерантным с каждым годом: 30% воспринимают их ныне как неизбежность для современных корпораций. И даже такое грубое нарушение как искусственное завышение прибылей считается нормальным у 13% менеджеров, если при этом не происходит фактической кражи средств. Но нормальным такое считать, наверное, не стоит.
"Люди следуют за своими лидерами, а менеджеры играют ключевую роль в определении этической культуры организации", - комментирует Филиппа Фостер Бэк. – "Организациям необходимо следить, чтобы менеджеров по-особому обучали и поддерживали в принятии этических решений, особенно с учетом роста давления на всех сотрудников в сегодняшних условиях".
Таким образом, в качестве основного вывода из исследования этого года подчеркивается важность и влияние корпоративных программ по этике. Сотрудники компаний, работающие в "этическом окружении", имеют в целом более высокие представления о деловой этике, с меньшей вероятностью сталкиваются с ее нарушениями, но если сталкиваются, то обладают большей готовностью объявить об этом во всеуслышание.