Как провести SWOT-анализ компании

06 июля 2021
SWOT-анализ – удобный инструмент для определения наиболее важных направлений стратегического развития компании. В дословном переводе эта аббревиатура расшифровывается так:

  • силы (Strengths), преимущества компании относительно ее конкурентов, то, что позволит ей достичь установленных стратегических целей;
  • слабости (Weaknesses), недостатки компании, то, в чем она проигрывает своим конкурентам, что мешает ей в достижении стратегических целей;
  • возможности (Opportunities), благоприятные внешние факторы для работы компании;
  • угрозы (Treats), негативные внешние факторы, представляющие потенциальную опасность для предприятия.

Для проведения SWOT- анализа необходимо следующее:

1. Выявить, классифицировать и ранжировать факторы, представляющие силы и слабости компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Из каждой группы выделить самые значимые (по 10, не более).

2. Последовательно изучить сочетания этих факторов:
  • «Возможности/Силы». Отражает потенциал компании и позволяет ответить на вопрос, имеются ли у нее конкурентные преимущества и внешние благоприятные факторы, на которых могла бы основываться стратегия;
  • «Угрозы/Слабости». Раскрывает сочетание потенциальных внешних негативных факторов и наиболее слабых внутренних факторов компании, которыми необходимо заниматься в первую очередь;
  • «Возможности/Слабости». Позволяет выявить внутренние факторы компании, которые следует усилить для того, чтобы в будущем можно было воспользоваться благоприятными возможностями внешней среды.

Для большей наглядности промежуточные и итоговые результаты SWOT-анализа удобнее представить в табличной форме. В частности, в одной таблице перечислить факторы, определяющие преимущества и недостатки компании, во второй – возможности и угрозы. Сопоставлять факторы также лучше с помощью таблиц.

Выявляем слабости, возможности и угрозы компании при SWOT-анализе
Определиться с основными силами и слабостями компании помогут итоги опроса, проведенного в рамках анализа внутренних ресурсов. Характеристики, оцененные на 4–5 баллов, следует отнести к преимуществам, а на 1–2 балла – к недостаткам. Что касается внутренних ресурсов, получивших 3 балла, с ними нужно разбираться особо – можно ли ближайшее время их усилить, то есть увеличить бальную оценку. Если да, то они включаются в список сильных сторон компании, если нет – слабых.

Из полученного перечня сил и слабостей компании нужно выбрать наиболее весомые (примерно по 10 от каждой категории) и проранжировать их по степени влияния на достижимость целей.

Как сопоставить сильные и слабые стороны компании, позитивные и негативные факторы внешней среды
Сопоставление внешних угроз и слабостей поможет разобраться, как можно при реализации стратегии минимизировать влияние негативных внешних факторов, исправив недостатки в работе.

Чтобы понять, с помощью каких благоприятных внешних факторов можно устранить недостатки в работе компании, следует соотнести возможности и слабые стороны.

Проведенный анализ сочетания внешних факторов (возможностей и угроз) компании с ее преимуществами и недостатками (сильными и слабыми сторонами) позволяет ответить на следующие вопросы:
  • как компания может использовать имеющиеся возможности, опираясь на свои силы, какие из возможностей позволят ей увеличить свою конкурентоспособность;
  • какие недостатки в работе компании могут помешать ей противостоять угрозам в ходе реализации стратегии, а также ограничат ее возможность воспользоваться имеющимися благоприятными внешними факторами;
  • какие недостатки в работе компании могут помешать.

Выводы, сделанные на основании этих ответов, позволяют определить основные этапы стратегического планирования компании в долгосрочной перспективе.

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций Ассоциации НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ