Общие вопросы оценки эффективности бизнеса и её повышения в результате внедрения новых технологий управления

12 июня 2021
Определение целей
Прежде, чем приступать к управлению бизнесом или повышению его эффективности, надо определить цели и задачи организации.

Цели организации могут быть разными, в зависимости от того, как позиционируется бизнес: фирма-однодневка, источник дохода для руководства, объект выгодной продажи, или стабильно работающая на открытом рынке коммерческая организация. Соответственно, и стратегия управления фирмой будет разной. И решения в части проектов внедрения управленческого учёта, отчётности и управленческих технологий будут разными.

Пример. Действительно, зачем, к примеру, внедрять дорогостоящую систему бюджетирования на фирме-однодневке?

И, наоборот, как без системы планирования и бюджетирования может успешно работать коммерческая организация?

В этой связи ещё раз стоит напомнить, что прибыль может и не быть основной целью фирмы!
Сбор данных по альтернативам
Для успешного достижения поставленных задач необходимо собрать информацию и ответить, примерно, на такие вопросы:

  1. На каких потребителей ориентирована фирма?
  2. Какова должна быть ценовая политика фирмы?
  3. Какими видами продукции/услуг должна заниматься фирма?
Выбор оптимального варианта
После того, как вся необходимая информация собрана, можно решить вопрос о том, какой вариант (-ы) для фирмы является наиболее удачным для решения поставленных задач.

Реализация принятых решений для эффективной реализации намеченных целей выбираются целевые значения ключевых показателей, контроль за которыми поможет вырабатывать и корректировать принимаемые оперативные, повседневные решения.

Это включает формирование как финансовых, так и нефинансовых показателей, о которых шла речь выше.

Показатели и методы их оценки могут быть разными, в зависимости от стадии жизненного цикла бизнеса. Эти показатели зависят и от целей, которых собираются достичь менеджеры.
Отклонения план/факт
Постоянное сопоставление планируемых результатов и фактически достигнутых показателей помогает фирме идти по намеченной дороге. Для этого надо позаботиться об управленческой функции контроля и регулирования, включающей следующие компоненты:

  • Отчёты об исполнении бюджетов
  • Контроль ключевых показателей эффективности
  • Обратная связь управления по отклонениям
  • Изменения конкурентной и экономической среды

Помимо сугубо внутренних процессов, эффективное управление предполагает и контроль изменений в экономическом окружении фирмы, в конкурентной среде, в экономическом состоянии поставщиков и заказчиков, в изменениях предпочтений клиентов, в появлении новых товаров-субститутов (заменителей) и новых технологий.
Изменение жизненного цикла продукции
Ещё один важный аспект управления – жизненный цикл продукции (период от начальных затрат на НИОКР и кончая временем, когда продукт полностью устареет).

В зависимости от фаз жизненного цикла будут меняться и приоритеты в выборе контролируемых показателей.
Аверчев Игорь Вячеславович
специалист в области консалтинга, менеджмента, финансового и управленческого учета

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций Ассоциации НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ